Экскурсiи по городамъ Бельгiи
Русскій гидъ
+3 248 881-31-00 Феликсъ
Заказ автомобильнаго трансфера
в Бельгiи, Голландiи
и Люксембурге

История Антверпена

Антверпенъ – по Французски Anvers, укрепленный городъ съ цитаделью, лежитъ на правом берегу рѣки Шельды, судоходной даже для линѣйныхъ кораблей, и съ 1831 года входитъ в составъ Бельгийскаго Королевства. Въ немъ считается до 65000 жителей; торговля и промышленность въ хорошемъ состояніи, хотя далеко не соотвѣтствуютъ прежнему цвѣтущему положенію Антверпена въ XІѴ столѣтіи, до войны съ Испаніею: тогда онъ былъ въ числѣ богатѣйшихъ торговыхъ городовъ Европы, и имѣлъ до 200,000 жителей. Цитадель состоитъ изъ пяти бастионовъ; изъ нихъ два входятъ въ городскую черту; она построена герцогомъ Альбою въ 1518 году, и тогда почиталась чудомъ искуства. Въ 1814 году генералъ Карио пристроилъ къ ней разныя наружныя укрѣпления.

По мѣстополежению, торговлѣ и богатству, Антверпенъ былъ всегда однимъ изъ главнѣйшихъ пунктовъ для различныхъ народовъ и партій, воевавшихъ въ Нидерландахъ, почему становился неоднократно предметомъ покушеній овладѣть онымъ, то силою, то хитростью.

Вильгельмъ Оранскій тщетно два раза (1574) пытался взять городъ подкупомъ гарнизона. Въ 1576 г. онъ былъ жестачайшимъ образомъ ограбленъ Испанскимъ гарнизономъ цитадели (la furie Espagnole); а въ 1577 съ помощью этого же гарнизона и жителей сданъ Нидерландцамъ. Въ 1580 г. герцогъ Анжуйскій едва не овледѣлъ имъ измѣною. Изъ числа же правильныхъ осадъ, выдержаныхъ Антверпеномъ, достопримѣчательнѣйшія были слѣдующія:

Осада 1584 и 1585 годовъ ознаменована съ одной стороны твердою волею и благоразуміемъ, торжествующими надъ всѣми трудностями, непреоборимыми для обыкновенныхъ способностей; съ другой упрямствомъ, но также слабостію и мелочною расчетливостію, которыя уничтожаютъ всѣ благопріятныя случайности. — Въ Іюлѣ мѣсяцѣ герцогъ Александръ Пармскій, главногомандующій Испанскихъ войск въ Нидерландахъ, подступилъ къ Антверпену съ 12,000 пѣхоты и 1700 кавалеріи. Съ этими слабыми силами онъ не могъ взять правильною осадою города, въ которомъ тогда еще считалось до 85,000 жителей и которому благопріятствовало мѣстоположеніе. Притомъ Антверпенцы ожидали внѣшней помощи отъ Голландіи, Англіи и Франціи.

Оставалось одно только средство, запереть всѣ выходы и покорить Антверпенъ голодомъ; но для этого надлежало не только прекратить судоходство по Шельдѣ, но и отнять подвозы сухимъ путемъ, и посему включить въ планъ осады всѣ окрестныя мѣста, предначертаніе отважное, если сообразить малыя силы герцога, но оправданное его геніемъ. Герцогъ занялъ позиціи но обоихъ берегахъ Шельды выше и ниже Антверпена, заложилъ многія укрепленія, чтобы затруднить подвозы сухимъ путемъ овладѣлъ нечаяннымъ нападеніемъ крѣпостцою Лифкенгукъ на лѣвомъ берегу Шельды; но лежавшее противъ него укрѣпленіе Лилло, обороняемое храбрымъ Оде-де-Гелиньи, противилось всѣмъ его нападеніямъ. Вслѣдствіе сего герцогъ рѣшился на смѣлое предпріятіе: запереть судоходство по Шельдѣ, посредствомъ укрѣпленнаго моста; онъ выбралъ мѣсто между Калло и Орданомъ, въ шести верстахъ ниже Антверпена (тамъ, гдѣ рѣка имѣя менѣе значительную ширину, поворачиваетъ въ право, и тѣмъ заставляетъ карабли перемѣнить курсъ), и на берегахъ заложилъ два сильные форпоста Калло и Орданъ.

Въ Антверпенѣ смѣялись надъ мыслію построить мостъ чрезъ рѣку, шириною въ 2,400, глубиною въ 60, а во время приливовъ даже до 72 футовъ, притомъ матеріалы для постройки надлежало привозить по рѣкѣ мимо города. Несбыточность дѣлала Антверпенцевъ безпечными; они продолжали предаваться внутреннимъ распрямъ и духу религіозныхъ партій, мало заботились о снабженіи города съѣстными припасами, и отвергли даже мудрый планъ обороны, начертанный Вильгельмомъ Оранскимъ и начальствовавшимъ въ Антверпенѣ бургомистромъ Сент-Альдегондомъ, которые совѣтовали, прорѣзавъ Блаугваренскую плотину между Лилло и Санвлитомъ, наводнить окрестности города съ западной стороны, и тѣмъ обезпечить сообщеніе съ Зеландіею. Между тѣмъ герцогъ, взятіемъ Дендермонда и другихъ городовъ, совершенно отрезалъ Антверпенцевъ отъ Брабанта и Фландріи, такъ, что они могли ожидать помощи только со стороны моря. Потомъ приступилъ къ постройкѣ моста. Мачты большихъ кораблей употреблены были на сваи, и съ обоихъ береговъ образовали удобный путь в 8 шаговъ шириною; эта постройка, или эстакада, оканчивалась плац-дармами, на которыхъ поставлены были орудія; она уменьшила ширину Шельды до 1,100 футовъ, но глубина и быстрота рѣки не позволили продолжать его далѣе, и корабли съ припасами всѣ еще могли проходить к Антверпену.

Сдача Гента доставила наконецъ герцогу средство довершить мостъ: онъ нашелъ большія суда, которыя приказалъ провести мимо Антверпена по полямъ, наводненнымъ посредством пробивки плотинъ, и по каналу, проведенному изъ рѣки Меры прямо въ Каллоо. Антверпенцы, въ твердой надеждѣ, что ледъ разрушитъ работу Испанцевъ, не принимали ни какихъ мѣръ сопротивленія, и съ гордостію отвергнули мирныя предложенія Герцога Пармского. Но ледъ прошелъ, пристройка уцѣлѣла, и мосъ былъ совершенно оконченъ въ Мартъ 1585 г., вооруженъ сотнею пушекъ и обезпеченъ съ обѣихъ сторонъ плотами и флотиліею. Послѣднее сообщеніе Антверпена съ моремъ прекратилось, тогда ужасъ заступилъ мѣсто безпечной самонадѣянности Антверпенцевъ. Они, поспѣшно вооружавъ флотъ, рѣшили дѣйствовать совокупно съ Зеландскими и Англійскими кораблями (которые между тѣмъ овладѣли Лифкенгукомъ и островомъ Дель), и въ тоже время согласились для разрушения моста пожертвовать суммою денегъ, нужною на устройство машинъ, кои давно уже предлагалъ поселившійся въ Антверпенѣ Италіанскій архитекторъ Джанибелли; но и здѣсь мелочная разчетливость взяла верхъ и Джанибелли могъ устроить только два брандера, наполненные порохомъ, большими камнями и разными смертоносными орудіями.

Въ ночь съ 4 на 5 число Апрѣля пустили эти брандеры въ слѣдъ за 30 судами съ фейерверками, назначавшимися для развлеченія вниманія непріятеля. Хотя дурное распоряженіе разстроило ходъ судовъ, и одинъ изъ брандеровъ, сѣвшій на мель въ дальнемъ разстояніи отъ моста, сгорелъ, не причинивъ вреда; но другой брандеръ (Надежда) подплылъ къ мосту, и въ то время когда Испанцы бросились на него, чтобы потушить огонь, взлетелъ на воздухъ; воды Шельды раздѣлились и наводнили всѣ окрестности. Земля потряслась на три мили кругомъ, большая часть моста была разрушена, и около 800 человѣкъ сдѣлались жертвою смерти во всѣхъ ужасающихъ ея видахъ. Нападеніе со стороны осажденныхъ въ такую минуту было бы рѣшительно; но галеры, посланныя какъ Антверпенцами, такъ и союзнымъ флотомъ, для наблюденія, не поспѣли приблизится къ укрепленіям непріятелскимъ, и возвратились съ донесеніем, что мостъ цѣлъ, оба флота остались въ бездѣйствіи, и только на третій день жители Антверпена, вмѣстѣ съ достовѣрнымъ извѣстіем о разрушеніи моста, узнали о его возстановленіи. —Джанибелли разорвалъ мостъ во второй разъ, помощію нарочно для сего устроенныхъ судовъ, рассположенныхъ угломъ и крѣпко соединенныхъ между собою; но противный вѣтеръ не допустилъ Зеландскій флот приблизится къ мосту.

Потомъ были приготовлены вновь два корабля, и какъ никто не соглашался направить ихъ къ мосту, то Джанибелли придѣлалъ къ нимъ паруса подъ водою; этимъ способомъ мостъ былъ разрушенъ въ третій разъ; но опять никто не явился, чтобы воспользоваться сею выгодою. Вдругъ Антверпенцы рѣшили слѣдовать совѣту Прица Оранскаго и Сент-Альдегонда, предложенному при начале осады; но исполненіе было затруднительно; ибо Испанцы, занявъ плонину Ковенштейнскую, сильно укрѣпили ее. Послѣ нѣкоторыхъ неудачныхъ попытокъ, Антверпецы и Зеландцы согласились сдѣлать общее нападеніе. 16 Мая предъ разсвѣтомъ четыре брандера приблизились по наводненію къ Ковенштейнской плотинѣ; Испанцы не забывшіе дѣйствія перваго брандера, поспѣшно отступили въ шанцы; того именно и хотели осажденные; ибо мнимые брандеры были суда, наполненные ратниками, которые тотчасъ заняли плотину; въ это же время прибыли съ обѣихъ сторонъ Зеландскій и Антверпенскій флотъ; часть войска занялась прорытіемъ плотины, между темъ, какъ другая вела отчаянную борьбу с Испанцами, тѣснила, преслѣдовала и осадила ихъ в шанцахъ. Къ несчастію Антверпенцы потеряли драгоценное время на перегрузку съѣстныхъ припасовъ изъ большихъ Зеландскихъ судовъ въ Антверпенскія и на отправленіе сихъ послѣднихъ въ городъ, гдѣ они были встрѣчены съ торжествомъ. Между тѣмъ осажденные старались обратить вніманіе герцога Пармскаго на мостъ, спуская по Шельде другіе брандеры; но герцогъ вскорѣ угадалъ настоящій пункт нападенія, и поспѣшилъ на плотину со всѣми резервами, присутствіемъ своимъ одушевилъ Испанцевъ къ величайшимъ усиліямъ. Разбитые имъ Голландцы принуждены были отступить съ большимъ урономъ. Это была послѣдняя ихъ попытка къ спасенію Антверпена. Недостатокъ въ припасахъ ежедневно въ немъ увеличивался, Испанцы болѣе и ближе тѣснили его, и 17 Августа городъ сдался.

Читать далѣе