Экскурсiи по городамъ Бельгiи
Русскій гидъ
+3 248 881-31-00 Феликсъ
Заказ автомобильнаго трансфера
в Бельгiи, Голландiи
и Люксембурге

Фламандская школа – Рубенсъ 1842 г.

 

Антверпенъ. Вотъ здѣсь уже непремѣнно надобно видѣть картины; съ нихъ непремѣнно надобно начать и описаніе, потому, что здѣсь была столица Фламанской Школы; здѣсь родились и прославились Рубенсъ и Фанъ Деійкъ; здѣсь родились Митсисъ Флорисъ, Кольвартъ, младшій Порбусъ, Гаспаръ и Николай Фанъ Ейки, Петръ, Иванъ и Францискъ Ейкенсы, Брилль, Ромбoутъ, Свидерсъ, Торбленъ и трое Теньеровъ.

Рубенсъ родился въ 1557 году, учился живописи въ Римѣ у Октавія Фанъ Вена. Герцогъ Мантуанскій, узнавъ о его необыкновенномъ талантѣ, пригласилъ его жить во дворцѣ. Тамъ онъ изучилъ въ особенности, живопись Юлія Романо. Объѣхавъ Италію, чтобъ видѣть образцы Италіянской Школы, Рубенсъ возвратился во Фландрію.

Въ это время Марія Медичи призвала его въ Парижъ, чтобъ расписать галлерею ея Люксамбургскаго дворца, Рубенсъ писалъ картины въ Антверпенѣ и пріѣхалъ въ Парижъ, гдѣ ему поручено было еще въ другой галлереи изобразить Исторію Генриха IV; онъ приступилъ уже къ работѣ, но Королева принуждена была оставить Парижъ и работа Рубенса остановилась.

Рубенсъ былъ не только Художникъ: его обширный умъ, его привлекательная наружность, его даръ слова и убѣжденія, доставили ему политическое значеніе и возложенные на него дипломатическіе переговоры, уничтожили непріязненныя отношенія между Испаніей и Англіей.

Миръ, заключенный между обѣими державами, столько былъ для нихъ пріятенъ, что Король Испанскій сдѣлалъ Рубенса Кавалеромъ, Статсъ Секретаремъ своего Совѣта, Секретаремъ Нидерландскаго Государственнаго Совѣта и Камергеромъ своего двора; а Карлъ I, Король Англійскій, также украсилъ его своимъ Орденомъ; въ полномъ Парламентѣ вынулъ свою шпагу и подарилъ ее Рубенсу вмѣстѣ съ бриліантовымъ перстнемъ, который Король носилъ на рукѣ своей и приказалъ поставить льва въ гербѣ его. Послѣ того Рубенсъ возвратился въ Антверпенъ, предался своему призванію на поприщѣ славы, составилъ трудами своими хорошее состояніе, украсилъ домъ свой великолѣпно, гдѣ онъ принималъ Принцевъ и знатнѣйшихъ иностранцевъ, которые желали видѣть великаго Художника. Онъ умеръ 63 лѣтъ, оставивъ семейство свое на попеченіе достойнаго сына, бывшаго, въ послѣдствіи Губернаторомъ Австрійскихъ Нидерландовъ.

Однажды пришелъ въ мастерскую Рубенса Англійскій Алхимикъ, и хотѣлъ ему продать секретъ дѣлать золото. “Вы пришли поздно”, – отвѣчалъ ему Рубенсъ, – “я нашелъ уже секретъ вашъ назадъ тому 20 лѣтъ – въ этой палитрѣ и въ этихъ кистяхъ”.

Рубенсъ работалъ необыкновенно скоро и не весь предавался своему занятію, но заставлялъ во время работы читать ему сочиненія лучшихъ авторовъ, особливо поэтовъ; не смотря на то кисть его безпрестанно творила, и сколько бы разъ онъ не начиналъ писать одинакій предметъ, воображеніе его доставляло ему всегда новыя красоты.

Онъ произвелъ въ жизни своей до 400 картинъ и оставилъ два сочиненія: Разсужденіе о живописи, напечатанное въ 1622 въ Антверпенѣ, и объ Италіянской Архитектурѣ, изданное (in foliо) въ Амстердамѣ въ 1754 году. Извѣстнѣйшими учениками его были: Фанъ Дейкъ, Дипенбекъ, Вильденсъ, Снейдерсъ, Фанъ Моль, Фанъ Тюльденъ, Яковъ Іордаенсъ, Еразмъ Квеллинусъ и Герардъ Сегeрсъ. Они помогали Рубенсу въ трудахъ его.

Однажды Рубенсъ, писавши картину спятіе со креста, оставилъ работу и вышелъ прогуливаться, ученики его желая видѣть какъ онъ начинаетъ и оканчиваетъ фигуры, уговорили слугу впустить ихъ въ кабинетъ учителя. Дипенбекъ толкнулъ товарища, который упалъ на картину и  стеръ руку Магдалины и лице Богородицы, которыя Рубенсъ только что кончилъ. Ученики, испугавшись, хотѣли бѣжать, но раздраженный слуга заперъ ихъ и не хотѣлъ выпускать изъ кабинета. пока картина не будетъ въ прежнемъ видѣ. Плѣнники посовѣтывались, и одинъ изъ нихъ со страхомъ, рѣшился сколько силъ его достанетъ поправить вину, и снова отдѣлалъ то, что стерто. Слуга посмотрѣлъ и выпустилъ ихъ, съ обѣщаніемъ ничего не говоритъ Господину. Рубенсъ возвратился поздно; на другой день вошелъ свою рабочую комнату посмотрѣть на свою картину, и съ удовольствіемъ сказалъ:

–  “Вотъ рука Мaгдалины и лице Богородицы, которыя я вчера очень хорошо отдѣлалъ”.

Картина была поправлена Фанъ Дейкомъ, который послѣ того поставилъ себя подлѣ Рубенса, на вторую ступень Фламанской Школы.

Читать далѣе