Экскурсiи по городамъ Бельгiи
Русскій гидъ
+3 248 881-31-00 Феликсъ
Заказ автомобильнаго трансфера
в Бельгiи, Голландiи
и Люксембурге

Брюгге городѣ прекрасныхъ женщинѣ

Пріѣхавъ въ этотъ главный городъ Западной Фландріи, мы тотчасъ пошли осматривать достопамятности города, который самъ по себѣ есть уже предметъ достойный любопытства. Объ немъ пишутъ, что изъ всѣхъ городовъ Бельгіи, Брюгге болѣе сохранилъ феодальный отпечатокъ среднихъ вѣковъ, такъ что посреди его древнихъ палатъ, украшенныхъ барельефами путешественникъ ожидаетъ, не выйдетъ ли изъ подъ готическаго свода низенькихъ воротъ, какая нибудь благородная дама съ соколомъ на рукѣ въ бархатной шапочкѣ, въ широкомъ и пышномъ платьѣ, котораго шлейфъ несетъ молодой пажъ, или не покажется ли за рѣшеткой готическаго окна какая нибудь Дона Флоринда или Жуана.

Пишутъ также, что древніе Брюгскія дамы отличались своею красотой почему и городъ назывался Formosis Вrugарiellis (* Брюгге городѣ прекрасныхъ женщинѣ ) а одинъ Левенскій Профессоръ умершій въ 1542 году писалъ: Рulchra sunt oppida Gandorum Antwerpia, Locanium, Mechlina, sed nihil ad Brugam (** Прекрасны города Гентъ, Антверпенъ, Левенъ и Мехельнъ но съ Брюггомъ сравниться не могутъ ).

Прошли для Брюгге романтическія времена Графовъ Фландріи и Герцогов Бургундскихъ. При первыхъ въ началѣ XIII вѣка Ганзеатическіе города имѣли тамъ свои конторы. Брюгге былъ центромъ Ломбардской торговли съ Сѣверомъ и 20 иностранныхъ Консуловъ имѣли тамъ свои резиденціи. При послѣднихъ, Брюгге такъ былъ богатъ, что одинъ купецъ его поручился за Герцога Филиппа Смѣлаго въ 200.000 червоніевъ на выкупъ сына его Іоанна Безстрашнаго, взятаго въ плѣнъ Ваязетомъ: въ то время это была сумма огромная.

Сынъ Іоанна, Герцогъ Филиппъ Добрый, учредилъ въ Брюгге Орденъ Златаго Руна и умеръ въ 1467 году, оставивъ послѣ себя огромное богатство. При немъ городъ былъ въ самомъ цвѣтущемъ состояніи, въ немъ считалось 68 ремесленыхъ корпорацій – такъ обширныхъ, что одинъ только цѣхъ ткачей состоялъ изъ 50 тысячъ человѣкъ.

Въ тоже время, возникла Фламанская школа и Брюгге должно почесть ея колыбелью, что Иванъ Фанъ Ейкъ братъ и ученикъ основателя этой Школы Губерта Фан Ейка, извѣстенъ подъ именемъ Ивана Брюргскаго (Jеan de Вruges).
Онъ первый ввел въ живопись масляные краски, а до него растирали ихъ на яичномъ бѣлкѣ.

Там родились Геммелингъ, Пурбусъ и Фанъ Остъ.
Множество картинъ этихъ художниковъ находятся въ церквахъ, монастыряхъ и въ Музеумѣ Академіи Художествъ вмѣстѣ съ картинами, другихъ отличныхъ Фламанскихъ Художниковъ.
Въ церкви Больницы Св Iоанна съ великимъ уваженіемъ сохраняется рака Св Урсулы, сдѣланная въ видѣ прямоугольнаго зданія въ 9 вершковъ вышиной, 14 длиной и 5 шириной. Она драгоцѣнна золотой отдѣлкой древностію и въ особенности живописью Геммелинга изображающею мученичество Св Урсулы и одиннадцати тысячъ дѣвъ. Рака закрывается шелковой занавѣской для любопытствующихъ занавѣску открываютъ и поворачиваютъ раку на шпилѣ. Тамъ же, находится лучшее произведеніе Геммелинга изображающее таинственный бракъ Св. Екатерины (вѣроятно Сieнской) окруженной братіями и монахинями больницы Св Іоанна жившими во время Геммелинга.

Геммелингъ, котораго картины нынѣ такъ извѣстны, при жизни своей пришел в такую бѣдность, что принужденъ былѣ записаться въ солдаты, но сдѣлавшись боленъ и дошедъ до послѣдней крайности, поступилъ въ больницу св Іоанна гдѣ по выздоровленіи трудами и талантомъ своимъ, платилъ за свое леченіе и содержаніе.

Въ церкви Пресвятой Богородицы, кромѣ многихъ прекрасныхъ картинъ и Божіей Матери съ Іисусомъ младенцемъ, изъ бѣлаго мрамора работы Микель-Анжа, находятся два примѣчательныхъ и богатыхъ мавзолея воздвигнутыхъ Карлу Смѣлому и дочери его Маріи.

Въ Палатѣ Суда (Рalais de Justice) показываютъ любопытную рѣзьбу изъ дерева, украшающую каминъ находящійся въ залѣ присутствія. Надъ каминомъ изображенъ Карлъ V въ Императорскомъ одѣяніи, съ Скипетромъ и Державой, по лѣвую сторону у него поставлены статуи Карла Смѣлаго и Маргариты Англійской а по правую Максимиліана Австрійскаго и Мари Бургундской. Они окружены гербами Испаніи, Бургундіи, Фландріи и Англiи. Всѣ главныя фигуры отдѣланы съ величайшимъ искуствомъ почти въ ростъ человѣческій. Годъ вырѣзанный на одной колоннѣ, показываетъ что эта отличная рѣзьба окончена въ 1529 году, въ царствованіе Карла V.

Кажется искуство рѣзной работы изъ дерева было въ Бельгіи въ большомъ употребленіи, потому что тамъ во всѣхъ почти церквахъ кафедры украшены этой работой съ группами изъ Священной Исторіи.

Палата Суда заключаетъ въ себѣ большую часть дворца Графовъ Фландріи. Филиппъ Добрый, послѣ бракосочетанія своего съ Изабеллой Португальской, выстроилъ себѣ новый дворецъ въ 1430 году, а старый оставилъ.

Напослѣдокъ мы взошли на городскую башню (tour des halles). До 1280 года на этомъ мѣстѣ была деревянная башня: она сгорѣла и выстроена вмѣсто ея кирпичная которая въ 1493 году разбита была громомъ, перестроена въ 1502 и опять сгорѣла въ 1741. Съ тѣхъ поръ сдѣлана та башня которую мы видѣли. На ней примѣчательны часы съ колокольной музыкой слѣланные Антономъ Гондтомъ въ 1748 году. Главный цилиндръ сдѣланъ изъ мѣди: онъ вѣситъ около 600 пудовъ. Музыка составлена изъ 48 колоколовъ изъ которыхъ самый большой имѣетъ 24 аршина вышины и 3 въ діаметрѣ, а самый меньшой въ 3 вершка вышиною и въ 4 вершка въ діаметрѣ.

Въ 1521 приставлены къ часамъ двое главныхъ караульныхъ, которые обязаны извѣщать о пожарахъ въ городѣ и въ окрестностяхъ; а для удостовѣренія, что они не спятъ ночью, караульные должны трубить часы въ рупоръ. Башня имѣетъ въ вышину около 47 саженъ: съ нея видны города: Остенде, Кортрикъ, Гентъ и Слуза.

Записки и воспомнанія о путешествіи по Англіи, Франціи, Бельгіи и Германіи въ 1842 году.

Профессора Симонова