Экскурсiи по городамъ Бельгiи
Русскій гидъ
+3 248 881-31-00 Феликсъ
Заказ автомобильнаго трансфера
в Бельгiи, Голландiи
и Люксембурге

Готическая архитектура въ Бельгіи и Голландіи

І. Условія вліявшія на ея образованіе.

1. Условія географическія. — Нидерланды врѣзываются клиномъ между землями, заселенными одна — германскими, а другая — раманскими племенами. Поэтому архитектура ихъ испытывала въ своемъ развитіи двоякое воздѣйствіе: Бельгія находилась подъ вліяніемъ Франціи, а Голландія подъ вліяніемъ Германіи.

2. Условія выбора матеріаловъ. — Страна изобилуетъ прекрасною кирпичною глиною, что отзываемся на ея архитектурѣ, въ особенности на фасадахъ небольшихъ городскихъ домовъ, которые почти всѣ выстроены изъ кирпича.

Для большихъ церквей и другихъ монументальныхъ зданій применялся камень. Такъ соборъ въ Турнэ, въ Бельгіи, весь выстроенъ изъ гранита.

3. Условія климатическія. — Климатъ умѣренный и сырой.

4. Условія религіозныя. — Какъ подчиненные, въ разное время, Франціи, Германіи и Испаніи, Нидерланды и въ религіозномъ отношеніи испытывали на себѣ вліянніе этихъ странъ.

5. Условія соціально – политическія. — Развитіе средневѣковаго зодчества въ этихъ странахъ шло рука объ руку съ соціальнымъ прогрессомъ народа. Независимые, самоуправлявшіеся города соперничали между собою въ военныхъ и мирныхъ искусствахъ. Построенныя въ это время ратуши и цеховыя палаты, величественныя по замыслу и роскошныя по убранству, свидѣтельствуютъ о богатствѣ купцовъ и ткачей Антверпена, Левена, Гента и другихъ городовъ.

6. Условія историческія. — Фландрія, ленъ французской была присоединена къ Бургундіи вслѣдствіе брака наслѣдницы Фландріи, Маргариты, съ первымъ герцогомъ бургундскимъ изъ дома Валуа — младшей вѣтви французской королевской фамиліи. Позднѣе, герцоги изъ этой династіи распространили свою власть и на остальные Нидерланды. Когда по смерти Карла Смѣлаго, въ 1477 г., владѣнія его распались, то Нидерланды достались германскому императору Максимиліану, а въ началѣ XѴІ вѣка они перешли къ его внуку Карлу І испанскому, вскорѣ послѣ этого провозглашенному германскимъ императоромъ подъ именемъ Карла Ѵ. Въ средніе вѣка нидерландскіе города были самые богатые и могущественные въ Европѣ и постоянно воевали между собою.

ІІ Архитектурный характеръ

Средневѣковая архитектура Бельгіи представляетъ два основныхъ типа: въ гористой части страны она приближается по характеру къ нѣмецкой архитектурѣ, а въ низменной Фландріи — къ французской. Въ архитектурѣ многихъ частныхъ домовъ наблюдается примѣсь испанскихъ элементовъ; зато въ постройкъ городскихъ общественныхъ зданій фламандцы проявили большую самобытность; они выработали національный стиль, не имѣющій равнаго себѣ въ Европѣ для такого рода сооруженій.

Голландская архитектура, хотя и похожа на нѣмецкую, носитъ тѣмъ не менѣе свой національный характеръ. Къ сожалѣнію, убранство большіхъ и прекрасныхъ церквей XѴ вѣка сильно пострадало отъ религіозного фанатизма реформаторовъ, безпощадно разрушавшихъ все, что хотя бы отдаленно напоминало о католицизмѣ.

Отсутствіе художественной отдѣлки въ голландскихъ церквахъ — подчасъ представляющихъ лишь голыя стѣны — находится, правда въ соотвѣтствіи съ простотою нравовъ голландского народа, но дѣлаетъ эти церкви значительно менѣе интересными для насъ, чѣмъ бельгійскія.

ІІІ Архитектурные образцы

Церковная архитектура

Соборы, по общему расположенію плана, обнаруживаютъ тяготѣніе къ французскимъ образцамъ.

Соборъ въ Турнэ (1146 — 1338 гг.) интересенъ тѣмъ, что постройка его относится къ тремъ послѣдовательнымъ періодамъ: нефъ — романскій; трансептъ, съ закругленными концами и пятью башнями (четырьмя угловыми и одною центральною), былъ выведенъ въ переходный періодъ, а легкій и изящный хоръ, съ апсидою, круговымъ обходомъ и аспидными капеллами, является образцомъ вполнѣ развитой готики.

Соборъ св. Гудулы въ Брюсселѣ (1226 — 1280гг.) одинъ изъ лучшихъ архитектурныхъ памятниковъ въ Бельгіи. Хоръ его считается первою по времени готическою постройкою въ этой странѣ (1226 г.) По бокамъ хора были устроены впослѣдствіи большія капеллы. Окна нефа и своды относятся къ 1330 — 1450 гг.

Собор въ Антверпенѣ (1352 — 1411 гг.) наиболѣе выдающееся произведеніе церковной архитектуры въ Бельгіи, замѣчателенъ своимъ исключительнымъ планомъ: онъ имѣетъ тройные боковые нефы одинаковой высоты, так что всѣхъ продольныхъ нефовъ въ немъ семь. Трансептъ однонефенъ и узокъ. Западный фасадъ (1422 — 1518 гг.), съ его стройной одиночной башней, высотою 400 футовъ богатъ и изященъ, но обнаруживаетъ характерное для того времени чрезмѣрное пристрастіе к орнаментаціи.

Извѣстностью пользуются также соборы въ Брюгге, Гаарлемѣ, Утрехтѣ, Дордрехтъ, Ипрѣ и Гентѣ.

 

Гражданская архитектура.

Въ гражданскихъ сооруженіяхъ Нидерландовъ отражаются независимый духъ и матеріальные процвѣтаніе средневѣковыхъ нидерландскихъ городовъ.

Интересно сличить открытый, доступный видъ городскихъ ратушъ и другихъ общественныхъ зданій въ Бельгіи и Голландіи съ крѣпостнымъ характеромъ аналогичныхъ построекъ въ Италіи, напримѣръ во Флоренціи и Сіеннѣ.

Зданія городскихъ ратушъ исключительны по своему великолѣпію. Назовемъ ратуши въ Брюсселѣ (1401 — 1455 гг.) Брюгге (1377 г.). Левенѣ (1448 — 1463 гг.) и Гентѣ (1481 г.). Обычный типъ представляетъ зданіе въ нѣсколько этажей, перекрытое высокой крышей, съ нѣсколькими рядами слуховыхъ оконъ. По серединѣ фасада возвышается высокая башня, съ богато отдѣланною восьмигранною верхнею частью. Право на сооруженіе такой башни, или колокольни (beffroi), даровалось особою грамотою и высоко цѣнилось. Въ нижнемъ этажѣ помѣщался иногда городской архивъ. Одна изъ самыхъ живописныхъ и величественныхъ башенъ находится въ Брюгге; высота ея — 352 фута.

Ратуша въ Гентѣ состоитъ изъ двухъ частей, построенныхъ въ разное время. Любопытенъ контрастъ между фасадами, исполненными одинъ в готическомъ стилѣ (1518 — 1533 гг.), а другой, смежный съ нимъ, въ стилѣ Возрожденія (1595 — 1622 гг.)

Биржи, гдѣ происходила торговля различными товарами и въ особенности сукномъ, которымъ Бельгія очень славилась, представляютъ другой, не менѣе характерный, видъ гражданскихъ общественныхъ сооруженій. Особенно замѣчательно въ архитектурномъ отношеніи зданіе Суконной Биржи въ Ипрѣ (Ypres) (1200 — 1304 гг.).

Цеховые Палаты служили мѣстомъ собранія могущестенныхъ въ то время ремесленныхъ цеховъ. Нѣсколько образцовъ такихъ зданій можно видѣть на рыночной площади въ Брюсселѣ.

 

ІѴ Сравнительный анализъ.

 

А. Планы. — Для соборовъ была принята французская форма плана: широкая и относительно короткая. Такъ, соборъ въ Антверпенѣ имѣетъ семъ продольныхъ нефовъ. Апсиды — также французскаго типа: полукруглыя съ обходной галлереей и капеллами.

В. Стѣны. — Гражданскія постройки имѣютъ длинные, не расчлененные выступами фасады, которые своею правильностью и симметричностью отличаются отъ большинства готическихъ построекъ въ другихъ странахъ.

С. Отверстія. — Окна богато отдѣланы орнаментикой и рѣзьбою. Слѣдуетъ отмѣтить правильность разбивки оконъ на фасадахъ.

D.Перекрытія.— Подъемъ крышъ крутой. Форма ихъ или четырехскатная, или двухскатная, причемъ въ послѣднемъ случаѣ торцевые фасады завершаются орнаментированными щипцами живописнаго очертанія. Многочисленныя башенки, эффектно обработанныя дымовыя трубы и расположенныя въ нѣсколько ярусовъ слуховыя окна дополняютъ собою роскошное убранство нижележащихъ стѣнъ.

Е. Отдѣльныя подпоры. — Сложнымъ пучковымъ столбамъ предпочитались простыя цилиндрическія колонны, какъ напримѣръ въ соборѣ въ Брюсселѣ. Въ аркадахъ нѣкоторыхъ городскихъ ратушъ напримѣръ въ Льежѣ (Люттихѣ), наблюдается слѣдующій любопытный пріемъ: черезъ опрѣделенные промежутки колонна пропускается, и двѣ смежныя арки, которыя на нее опиралась бы, подвѣшиваются, помощью длиннаго замковаго камня, къ скрытой въ кладкѣ стѣны разгрузной аркѣ.

F.Профиля. — Постройки готической эпохи въ Бельгіи страдаютъ иногда излишествомъ деталей и обломовъ. Послѣдніе уступаютъ французскимъ въ силѣ, а англійскимъ въ изяществѣ.

G. Убранство. — Въ церкви Saint – Waudru, въ Монсѣ, прекрасный декоративный эффектъ достигнутъ примѣненіемъ для остова сводовъ камня голубого цвѣта, а для заполненій — краснаго кирпича. Церковь св. Іакова въ Льежѣ замѣчательна тѣмъ, что полностью сохранила свою роспись.

История Архитектуры, составленная по сравнительному методу Р. Бекеръ

1913 годъ