Экскурсiи по городамъ Бельгiи
Русскій гидъ
+3 248 881-31-00 Феликсъ
Заказ автомобильнаго трансфера
в Бельгiи, Голландiи
и Люксембурге

Антверпенскія церкви – Рубенс 1842 г.

Надобно посѣщать Антверпенскія церкви, чтобъ видѣть безсмертные труды отцовъ Фламанской Школы. Въ соборѣ первое вниманіе возбуждаетъ картина Рубенса спятіе со креста. Причиною ея существованія былъ процессъ Рубенса съ Обществомъ Оружейниковъ. Рубенсъ купилъ въ Антверпенѣ домъ и хотѣлъ его распространить. Въ этихъ мысляхъ онъ захватилъ нѣсколько земли, принадлежавшей Обществу. Члены его сказали объ этомъ Рубенсу; Художникъ не хотѣлъ уступить. Чтобъ прекратить, начавшійся изъ того процессъ, Бургомистръ бывши начальникомъ Оружейниковъ и другомъ Рубенса, помирилъ ихъ на томъ чтобъ Общество уступило Рубенсу мѣсто, а Художникъ написалъ бы картину для придѣла Общества, находящагося въ соборной церкви. Оружейники желали, чтобъ Рубенсъ написалъ имъ какую нибудь сцену изъ жизни покровителя ихъ, Св. Христофора. Геніяльный художникъ хотѣлъ удовлетворить ихъ желанію иносказательно, изобразивъ значеніе имени Св. Христофора, то есть Христоносца. Эта мысль видна во всѣхъ частяхъ картины: на главномъ мѣстѣ изображено снятіе со креста, слѣдовательно всѣ лица на ней суть Христоносцы; на лѣвомъ затворѣ Пресвятая Дѣва, пришедшая къ Св Елизаветѣ, несетъ Христа во чревѣ своемъ, а на правомъ Симеонъ Богопріимецъ несетъ Христа во храмъ. Однакожъ Оружейники не удовлетворились этою ученою мыслію, и требовали образъ Св Христофора. Рубенсъ написалъ его на другой сторонѣ затвора, но чтобъ намекнуть на недальновидность Общества, прибавилъ внизу сову, которая имѣетъ глаза – и Днемъ не видитъ.

На другой сторонѣ церкви, точно въ такомъ же положеніи и видѣ поставлена картина Рубенса: поднятіе на крестѣ Спасителя; а въ глубинѣ собора стоитъ запрестольный образъ Успѣнія Пресвятой Богородицы, гдѣ Мать Господа, окруженная Силами Небесными, возносится къ Сыну. Эти три картины творческой кисти Рубенса дѣлаютъ симетрію, которая поражаетъ удивленіемъ, и незнатока если онъ имѣетъ правильный взглядъ на природу изображенныхъ предметовъ и дѣйствій.

Не берусь судить о произведеніяхъ первокласныхъ Художниковъ: труды ихъ давно оцѣнены знатоками, но приведу здѣсь мнѣніе людей, изучившихъ всѣ роды живописи. Кавалеръ Жокуръ говоритъ: общирный геній Рубенса и его познанія въ Литературѣ, Исторіи и Миѳологіи откры вали ему средство изображать все, что можетъ входить въ составъ прекрасной картины. Онъ изо брѣталъ легко, а воображеніе его всегда доставляло ему равно изящное расположеніе живописныхъ сценъ. Въ его картинахъ фигуры имѣютъ разно образныя положенія, а лица и головы – плѣнительныя красоты. Въ мысляхъ его видно обиліе, а въ выраженіяхъ – поразительная живость. Кисть его – нѣжна, отдѣлка – отлична, краски -свѣжи, драпировка искусна.

Кто трудами своими и талантомъ оставилъ потомству долговѣчное наслажденіе, тотъ заслужилъ его благодарность и, вѣроятно не было въ Антверпенѣ ни одного просвѣщеннаго путешественника, который не пришелъ бы въ церковь Святаго Іакова поклониться праху Рубенса. Все семейство его погребено подъ церковью; въ помостѣ ея надъ тѣмъ мѣстомъ, гдѣ положено его тѣло вставлена широкая мраморная плита съ гербомъ фамиліи Рубенса и съ длинною надписью. Въ этомъ придѣлѣ все оживотворяетъ его память: – Святая Фамилія, писанная его кистію и мраморное изображеніе Пресвятой Дѣвы, работы Скульптора Дюкенуа, приченная изъ италіи Рубенсомъ.

Vous done qui рretendez a la sublime gloire 

D’ехрrimer sur la toile ou la fable ou l’histoire

Voulez-vous reсueillir le fruit de vos labeurs

Аррrenez de Rubens l’art d’emouvoir les сoeurs, etс. 

                                                                                 Gасоn